t-max-optom.jpg



Точка отсчёта

 Коллектив магазина OffJeep.Ru приветствует Вас, дорогой читатель, на страницах нашего блога-журнала "Ржавый Виллис" :-). Когда-нибудь мы обязательно расскажем как родилось это название, а пока мы будем рассказывать на наших интернет-страницах про внедорожный тюнинг, про некоторые интересные проекты, соревнования, но самое главное про Jeep - марку полноприводных автомобилей которую мы искренне любим.

 

Текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Внедорожники создавали и до Willys MB, но кто о них сейчас вспомнит кроме специалистов? В массовом сознании первым был он. Тем более, что именно эта машина дала миру слова Jeep и джип, а также все от них производные. Willys МВ стал первым по-настоящему массовым внедорожником, его шасси стало конструкторской классикой и дало жизнь множеству сходных по назначению моделей по всему Земному шару, а сам он превратился в символ победы – и над фашизмом, и над бездорожьем.

На пороге Второй мировой войны в Пентагоне составили очень мудрое техзадание на новый армейский автомобиль. Главными пунктами в нём были возможность массового выпуска разными заводами, высокая проходимость и компактность. В результате должен был получиться максимально простой и технологичный, вообще без лишних деталей, маленький вездеход для передовой, способный трудиться и в качестве командирской машины, и в качестве разведчика, и даже в качестве тягача. Последнее качество, правда, было наименее обязательным – эту роль в американской армии заранее отводили более тяжелым автомобилям. Сейчас мы не будем заново вспоминать все перипетии борьбы за госзаказ между фирмами American Bantam, Ford и Willys-Overland. Главное, какой результат из неё получился.

Как это сделано

Несмотря на исключительно жёсткие сроки на разработку автомобиля, конструкторы Willys-Overland спроектировали шасси с чистого листа, причём по нему видно, насколько строгими были требования по массе. Загляните под днище. Да это просто детская педальная игрушка на фоне современных внедорожников! Швеллеры рамы – как будто из фольги, балки мостов не толще водопроводной трубы, листы рессор – и вовсе напоминают о часовом деле, коробка передач вообще не видна между колоколом и раздаткой, а рулевые тяги так и хочется на спор согнуть об коленку. Это разве вездеход?! Зато конструкторы уложились в тонну сухой массы, чем обеспечили не только формальное соблюдение требований заказчика, но и грядущие внедорожные подвиги своего творения. Долговечность? Об этом можно будет подумать когда-нибудь после войны.
При этом с инженерно-технической технической точки зрения Willys MB был одним из самых передовых автомобилей своего времени. Гидравлические тормоза, телескопические амортизаторы, синхронизированная коробка передач... И это осень 1940 года! На этом фоне двигатель, правда, выглядел старомодно: нижнеклапанная схема и всего-то 60 л.с. при 2199 куб. см объёма. Но для массы получившегося вездехода его мощности и тяги оказалось достаточно, а технологичность производства на доступных заводских мощностях в данном случае была важнее передовых решений. 

Человек, технически знакомый с внедорожниками, найдёт под днищем Willys MB много знакомого. Потому что именно после него на долгие годы так стало принято строить легковые вездеходы во всём мире. Автомобиль стал прообразом внедорожников будущего, задав стандарты компоновки, а также набора и устройства агрегатов на долгие десятилетия вперёд. Некоторые приятные глазу мелочи по сей день сохраняются у разных марок: быстроразборные вилки карданных крестовин Jeep, или «грузовой» фаркоп утилитарных модификаций Toyota, Nissan, УАЗ и др.

Никакого дизайна?

Внешность Willys – производная функции, которая следует из техзадания. Примитивный открытый кузов без дверей, гнутые максимум в одной плоскости панели, откидное вертикальное ветровое стекло, тент. Но эта простота заложила вневременной стиль, впоследствии определивший дизайн легковых армейских внедорожников во всём мире. И не только армейских. Обратите внимание на отсутствие подножек, «утопленные» фары и не выступающие за габариты кузова крылья. Это же предвестники послевоенных понтонных кузовов! Плюс к этому на Willys уже использовался открывающийся спереди капот, также ставший нормой в автомобилестроении лишь после войны. Насколько же он удобнее старомодных довоенных «половинок»! В общем, несмотря на то, что при создании машины о дизайне речь вообще не шла, получился один из самых гармоничных, пропорциональных и красивых автомобилей своего времени. Правда, лишь когда он без тента. Потому что более нелепый тент, чем у Willys MB, придумать было сложно. Чтобы хоть как-то защитить экипаж от косого дождя, его сделали шире кузова, из-за чего машина с поднятым верхом обрела силуэт времён «жестянки Лизи», что сразу же отбросило весь передовой облик машины десятилетия на три назад. К тому же из-за необходимости переносить при складывании и подъёме главную дугу в разные точки крепления, возиться с этим тентом в одиночку крайне неудобно. Кстати, на советских «газиках» ту же самую проблему косого дождя решили просто приспустив полотнище на боковые плоскости.

Удобства на свежем воздухе

Что касается остальной эргономики, то, похоже, что забота американских конструкторов о водителе и пассажирах на несуразном тенте закончилась. Узкие дверные проёмы, через которые трудно залезать, но легко получить душ из жидкой грязи в распутицу, тесные нерегулируемые сиденья, колени почти упираются в руль... Правда, к неудобствам быстро привыкаешь, к тому же их компенсирует отличная обзорность и чувство габаритов.
Но что еще более удивительно для автомобиля, созданного три четверти века назад, у современного водителя он оставляет ощущение современной машины! У меня Willys MB ни разу не вызывал даже тени того чувства, которое испытывают палеонтологи, размораживающие у костра кусок свежевыколоченного из подземного льда мамонта, чтобы пожарить его себе на ужин. Представляю, каким «гостем из будущего» он явился в 1942-м нашим военным водителям, выросшим на ГАЗ-А, «полуторках» и другой допотопной технике. Синхронизированная коробка передач, чёткие тормоза, острый руль, предсказуемая управляемость, приличная разгонная динамика – полноценный легковой кабриолет без скидок на армейское предназначение, только еще с «внедорожным пакетом опций» и очень жесткой подвеской. Прозвище «бешеная табуретка» появилось намного позже применительно к потомкам Willys, но именно МВ его заслуживает в первую очередь. Из-за этого на кочковатом просёлке приходится сбавлять скорость, да и на препятствиях-ступеньках спине приходится тяжело. Но что поделать – с этим приходится постоянно мириться. Потому что чудеса на бездорожье Willys творит по принципу не проползём – так перепрыгнем. Для старинного нижнеклапанного мотора двигатель Willys исключительно бодр и отлично крутится. А потому позволяет брать хороший разгон на ограниченном участке, и успешно ходом преодолевать топкие низины. Но пониженная передача в любом случае на офф-роуде для этой машины обязательна. Причём в большинстве случаев – первая пониженная. Потому что в коробке Willys MB всего три ступени и вторая пониженная для тяжелых препятствий слишком высока. Интенсивно переключая передачи, когда дорожная обстановка быстро сменяется внедорожной и обратно, тонкие трансмиссионные рычаги едва не гнутся в руке, того и гляди, сломаешь… Но нет – пружинят и возвращаются на место. Раздаточная коробка управляется тут двумя рычагами: отдельно передний мост и отдельно передача, причём включить пониженную без полного привода механика не позволяет. Всё элементарно, но таблички на крышке «бардачка» на всякий случай напоминают о том, как всем этим управлять. По мне же так намного полезнее другая информация, которой богата передняя панель Willys – давление масла, температура двигателя, зарядка в бортовой сети, количество оставшегося топлива. Ну и скорость заодно.

На бездорожье Willys оставляет ощущение лёгкости от процесса преодоления. То, что не удаётся с первого раза – удаётся со второй попытки или по немного иной траектории. Проходимость этого маленького вездехода достойна всяческого уважения. Но всё равно за рулём голову нужно держать включенной. И хотя многочисленные кадры военной кинохроники, запечатлевшие внедорожные способности машины, не только стали лучшим рекламным роликом для Willys, но и заронили в подрастающем послевоенном поколении первые семена тяги к офф-роуду, предел проходимости, безусловно, есть и у него. И предел прочности тоже. Тем более, что здесь всё абсолютно честно и просто – никаких «защит от дурака» и хитро-мудрых «помощников». Только машина и водитель, которые, дополняя друг друга могут творить чудеса и проезжать через самые сложные участки. Но для этого надо знать и чувствовать, на что Willys способен, чтобы пользоваться его достоинствами и не переходить за заложенный конструкторами предел.

Технические характеристики Willys MB

Размеры   
Длина, мм    3372
Ширина, мм    1575
Высота, мм    1772
База, мм    2032
Колея перед, мм    1245
Колея зад, мм    1245
Просвет, мм    220
Снаряж. масса, кг    1050
На перед %    50
На зад %    50


Тип двигателя: Willys L134 L4 карб.,  нижнеклапанный
Рабочий объем, см3: 2199
Диам. цилиндра/ ход поршня: 79/111
Мощность, л.с. при об/мин: 60/4000
Крутящий момент, Нм при об/мин: 142/2000
Трансмиссия: механическая 3-ступ.
Передаточные числа: 2,66; 1,56; 1 (3,54 з.х)
Тип привода: подключаемый полный
Раздаточная коробка: 2-ступ.(1,97:1; 1:1)
Главная передача: 4,88:1
Рулевое управление: червяк с двойным роликом
Радиус разворота, м: 5,9   
Тормоза: барабанные с гидравлическим приводом
Подвеска: зависимая на полуэллиптических рессорах
Вместимость, чел: 4+2
Грузоподъемность, кг: 400
Макс. тяговое усилие, кгс: 890   
Глубина преодолеваемого брода, м: 0,7   
Макс. Скорость, км/ч: 104
Расход топлива по шоссе л/100 км: 12
Объем топливного бака, л: 68

Дополнительные иллюстрации

На опушке

2

Попробуем очень длинную подпись к фотке, очень длинную...

Еще фотка

И фотка

Еще фотка

Перейти к списку статей журнала

Выбор автомобиля

Теперь товары в разделах каталога будут отфильтрованы по Вашему выбору!

Новости и анонсы
12.07.2017

Поступление на склад силовых бамперов ARB на Jeep Wrangler JK

Друзья и партнеры! 12,07,2017 после долгого перерыва на наш склад поступили передние и задние силовые бамперы ARB для автомобилей Jeep Wrangler JK. Как всегда, изделия отличаются отличным качеством и надежностью. Бамперы доступны для оптовой и розничной реализации. Заказать бампера можно в соответствующем разделе сайта Бамперы и защиты Jeep

Подробнее

23.03.2017

Новые поступления шин GoodYear Wrangler DuraTrac и Wrangler MT/R Kevlar

Друзья, неожиданно рано, в наших широтах наступила весна, и пришло время переобуваться во что-то более подходящее для весенней распутицы, чем зимние шипованные шины. В связи с этим спешим сообщить радостную новость - сегодня мы получаем на склад шины GoodYear Wrangler DuraTrac, а так же GoodYear MT/R Kevlar в остродефицитных размерах, многие из которых вы уже почти отчаялись дождаться :-))

Подробнее